Китайские традиционные боевые искусстваЧетверг
28.03.2024, 17:47
Инь  Чень   Гунг  Фа
| RSS

Меню

О принципах и о трактатах в Бай Юань Тонгбэй цюань

Происхождение названия "Тонгбэй цюань".

Первоначальное название «Тонгбэй цюань» - «Бай Юань Тонгбэй цюань». В переводе с китайского языка слово «бай» означает «белый», слово «юань» означает «обезьяна», слово «тонг» означает «общий, объединенный, цельный», и, наконец, слово «бэй» означает «спина». Соединив вместе слова, мы получим термин «Тонгбэй», что в переводе с китайского означает "связать или соединить две руки". В китайской мифологии "Белая Обезьяна" считается мистическим животным. Единственно известный вид белых обезьян, проживающий на территории древнего Китая - это «Тонгбэй Юань» или «Чангбэй Юань», что в переводе на русский язык означает – «длиннорукая обезьяна». Этот вид обезьян принадлежал к семейству гиббонов и отличался тем, что при вертикальном положении корпуса его передние конечности легко дотягивались до пяток. Основной целью боевого искусства или «цюань» по-китайски, является расслабление и удлинение поясницы, плеч и рук, которые позволяют внутренней энергии Ци легко проходить через спину в руки. Это является самой главной и важной идеей в боевом искусстве Тонгбэй цюань.

Для историков и знатоков боевых искусств важно понимать, что термин "Тонгбэй" очень часто используется в китайских боевых искусствах. Например, некоторые стили боевых искусств, такие как Хонгдонг Тонгбэй, используют данный термин в названии своего стиля. Другие стили применяют данный термин для определения принципа «удлинения рук» и «расслабления плеча». Данный термин также используется для названия конкретных приемов, выполнение которых требует объединения спины и рук, в частности таких как «Шан Тонгбэй» в Тай Цзи цюань, или в переводе с китайского языка - «Ветер сквозь рукава».

Следует отметить, что стили, в названиях которых используется термин «Тонгбэй», имеют свою историю возникновения и развития и не связаны с историей развития Бай Юань Тонгбэй цюань. Эти стили основаны на других принципах. Однако существуют также современные стили боевых искусств, такие как Пигуа Тонгбэй, которые в своей технике используют те же принципы Тонгбэй, что и Бай Юань Тонгбэй цюань.

Некоторые стили китайских боевых искусств основаны на имитации движений и подражании поведению животных. Примеры таких животных: орел, обезьяна или тигр. В данном смысле Тонгбэй цюань можно считать стилем, имитирующим поведение животного. Но, фактически, данный стиль очень отличается от вышеуказанных. В Бай Юань Тонгбэй цюань вместо имитации внешних физических движений, основное внимание уделяется тому, чтобы «думать» или «чувствовать» подобно обезьяне. Это называется «изучать чувства, а не движения». Многие группы, практикующие Бай Юань Тонгбэй, категорически отрицают, что данный стиль - это стиль имитации животного. Принципы, техника и методы обучения Бай Юань Тонгбэй цюань основаны на философии одной из трех самых распространенных религий Китая - Даосизме. Многие методы обучения в Бай Юань Тонгбэй близки к Даосским внутренним практикам. Многие специалисты считают, что данный стиль относится к категории исключительно «внутренних стилей», в то время как другие убеждены, что он расположен между внутренними и внешним стилями, являясь смешанным стилем.

"Бай Юань Тонгбэй цюань" состоит из двух основных частей: боевое искусство и цигун. Изучение поведения и повадок обезьян привело к созданию набора простых, полезных и эффективных приемов. С течением времени, этот набор приемов стал фундаментом боевого искусства Бай Юань Тонгбэй цюань. Стиль включает в себя методы цигун, улучшающие здоровье и качество жизни («Шуи Гунг Фа» или Даосская техника «Спящего цигун»). Однако известность стиль приобрел благодаря эффективному ведению поединков. Поэтому большинство людей ассоциируют стиль Бай Юань Тонгбэй цюань, в первую очередь, с боевой системой и только, во вторую очередь, с общеукрепляющим и оздоровительным методом тренировок.

Основной принцип тренировочного процесса.

Основной целью тренировочного процесса в Бай Юань Тонгбэй цюань обучение пониманию и применению четырех типов «Дзин», а именно:

  • «Син Юань» (сердце),
  • «Син И» (ум),
  • «Син Дзи» (движение),
  • «Син Дзин» (сила).

Занимающиеся Бай Юань Тонгбэй цюань должны научиться объединять «сердце», «ум», «движение» и «силу». Научным фактом является то, что «сердце» и «ум» обезьяны никогда не знают покоя. Поэтому, занимаясь данным стилем, Вам нужно научиться постоянно изменяться и приспосабливаться к различным ситуациям в поединке. Кроме того, когда обезьяна хочет сделать что-либо, она никогда заранее не проявляет своих намерений, она стремится быть быстрой и внезапной. В поединке нужно учиться действовать аналогичным образом. Обезьяну считают умным животным, обладающей сообразительностью и живостью ума. Во время поединка любые действия обезьяны инициируются сердцем (эмоциями) и умом (инстинктами). Как гласит Даосский принцип внутренних боевых искусств: «куда бы не была направлена мысль, туда же, естественным образом, будет направлена сила». Важно осознать, что применение этот Даосского принципа относится не к физическим движениям, а к естественному развитию внутренней силы. Мастера объясняют данный принцип следующим образом: «Не следует ждать или искать силу в каждом физическом движении. Ваша задача в тренировочном процессе, путем постоянных, упорных тренировок ощутить и развивать Вашу внутреннюю силу»

Главный упор в тренировочном процессе в Бай Юань Тонгбэй цюань делается на:

  • расслабление и скручивание поясничной области;
  • расслабление плеча и
  • «удлинение» рук.

Для этого представьте руки в виде плети, а поясницу – рукояткой этой плети. Сила появляется в ногах и контролируется поясницей. Поворачивайте поясницу, чтобы верхняя и нижняя части спины направляли плечи. Позвольте плечам управлять предплечьями, а им, в свою очередь, управлять ладонями. Постепенно, Ваша энергия и сила должны беспрепятственно достигнуть кончиков пальцев. Таким образом, руки утяжеляются и «удлиняются» и, тем самым, могут наносить мощные удары с дальней дистанции.

Базовые движения и типы ударов в Тонгбэй цюань могут быть разделены на:

  • круговые;
  • прямые;
  • «точечные».

Большинство движений и ударов в Бай Юань Тонгбэй цюань являются круговыми. Во всех типах движений и ударов энергия Ци должна течь спокойно, непрерывно, расслабленно и контролируемо в каждой фазе. Примерами названий круговых ударов в Бай Юань являются: «спица колеса», «крутящаяся ладонь», «вращающаяся рука». «Раскалывание Скалы» или «Пи Шан» по-китайски, – это пример типичного кругового движения.






Для нанесения прямых ударов используется кулак или ладонь. Прямые удары имеют преимущество в скорости, силе и внезапности. Рука движется по кратчайшему пути вперед и назад. Примером такого типа ударов является «Удар по центральной линии» или «Жонг цюань», который является одним из базовых навыков во всех стилях Тонгбэй.

Для любой техники Тонгбэй крайне важным является идея «точки». Суть данной идеи состоит в том, что все удары должны наноситься «точно в цель» (первая точка) и «в нужное время» (вторая точка). Об этом в трактатах о Тонгбэй сказано так: «Ваша цель - высвободить силу в нужное время».

Для изучения всех навыков Тонгбэй необходимо понять и изучить «десять качественных характеристик» движения.

«Десять Качественных характеристик» движений в Тонгбэй цюань:


1. Лэнг - холодно, внезапно, возникать из ниоткуда. Движения внезапные, непредсказуемые.
2. Тан - пружинистость. Движение внутренней энергии происходит по тем же законам, что и движения плети. Когда сила высвобождается вперёд, механизм возврата силы автоматически начинает действовать.
3. Цуэй - хрупкий. Это «точечная» техника. Движения проводятся таким образом, чтобы не дать время противнику среагировать.
4. Куай - быстрый. Высокая скорость характеризует все движения.
5. Йинг - тяжелый. Специфические техники, например, "техника железной руки".
6. Суо – сжаться, уменьшиться. Минимум движений - максимум эффективности.
7. Сьяо - маленький. Короткие движения лучше и удобнее, чем длинные.

8. Мьен – мягкий. Мягкость и способность "следовать" атаке, не прилагая силы.

9. Руан - расслабить. Следует сохранять состояние расслабления и гибкости во время поединка.
10. Цсьяо - опыт, изобретательность, ум. Важные черты для изучения и применения любых видов техник.

Скорость, агрессивность, точность, гибкая тактика и ум – это основные характеристики манеры ведения поединков мастерами Бай Юань Тонгбэй цюань, то есть, сознание, реакция и движения должны быть очень быстрыми. Вот несколько афоризмов, традиционно передаваемых из уст в уста мастерами Тонгбэй цюань: О скорости: «даже если Вы можете заселить иглу со скоростью молнии, возможно это все еще недостаточно быстро!». О сердце:«Сердце должно быть «каменное», то есть, если Вы слабовольный человек Вам не стоит заниматься Тонгбэй». О технике: Техника должна быть точная, четкая. «Если вы промахнулись - Вы бессмысленно потеряли время».

Во время поединка нужно уметь применять различные техники и навыки. Именно умение приспосабливаться к различным ситуациям в поединке - одна из основных черт в Бай Юань Тонгбэй; как говорили мастера: «Одна техника превращается в три, а три превращаются в девять». И, наконец, для достижения цели вы должны всегда применять техники, которые у вас натренированы до автоматизма. Автоматизм достигается «убиранием» лишних движений и умением приспосабливаться к любой ситуации.



Базовая техника Ши Тонгбэй, как и в других стилях Тонгбэй, преимущественно состоит из длинных, размашистых движений. Но в парной работе движения становятся заметно короче и мощнее, чем в других стилях. Учеников стиля Ши всегда учили обращать внимание на взаимодействие «твердого и мягкого» и находить правильный баланс между ними. В течение поединка следует сохранять спокойствие и мягкость до касания с телом противника; как гласит одно из наставлений стиля: «Высвобождай силу только тогда, когда коснешься одежды противника». Развитию внутренней силы придается особое значение. Сначала ученики обучаются расслаблению и растягиванию. На следующем этапе обучаются гладко и беспрепятственно двигать Ци по телу. На третьем этапе обучаются быстро и внезапно высвобождать силу. Чем больше сможете расслабить тело, тем больше сможете собрать и высвободить энергии. Все это делается для того, чтобы высвобождаемая сила была мощнее. Отсутствуют «лишние» движения или «движения для красоты». Наибольшим заблуждением, практикующих Тонгбэй, является ложное представление о том, что длинные и размашистые движения применимы в поединке. В тренировочном процессе длинные и размашистые движения используются для обучения расслаблению и растягиванию, помогая энергии Ци двигаться плавнее, способствуя накоплению большей внутренней силы. Тем не менее, работая в парах, предпочтение отдается более коротким движениям.

Выводы:

  1. Занимаясь Тонгбэй, Вы научитесь двигаться свободно и размашисто;
  2. Вы научитесь быстрым передвижениям;
  3. Вы научитесь наносить удары с помощью поясницы;
  4. Вы научитесь наносить удары с использованием внутренней энергии Ци.

Особенности навыков ведения боя в стиле Ши Тонгбэй.

В стиле Ши Тонгбэй существуют определенные особенности ведения поединка:
Первая особенность - нужно быть настоль быстрым и непрерывным чтобы, как говорят мастера: «Превратить три навыка в один».
Вторая особенность - нападение и защита проводятся одновременно: «Блок и атака - одно целое».
Третья особенность - избегать любых ненужных и бесполезных движений и быть настолько эффективным, насколько возможно: «Руки и ноги без необходимости не двигаются».
Четвертая особенность - объединение твердого и мягкого, несущественного и существенного, статичного и динамичного: «В твёрдом всегда присутствует мягкое и, наоборот; в существенном всегда присутствует несущественное и наоборот».
Пятая особенность – нет строгой последовательности применения приемов: «Внезапно атакуешь, внезапно отступаешь; внезапно поворачиваешь влево, внезапно поворачиваешь вправо; внезапно поднимаешься, внезапно опускаешься». Невозможно предсказать направление движения.
Шестая особенность – атака должна быть взрывной: «Выпускай силу только в момент касания противника».

Типы ударов Ши Тонгбэй цюань:

«Удары кулаком» - это основной атакующий навык. Типы ударов кулаком: удар по центральной линии, прямой, «наливающий» в ухо, удар на отшаге, насаживающий и раскалывающий удары.

«Удары ладонью». Используются для нанесения: тяжелой атаки, различных обманных и преследующих ударов. Типы ударов ладонью: рубящие, шлепковые, впечатывающие, проникающие и разрезающие.

«Скрытые удары». Есть несколько ударов, которые наносятся быстро, коротко и мощно. Такой тип ударов применяется только в серийной работе. Применяемые как часть атакующей комбинации, именно эти удары могут создать основные проблемы для противника.

Вся техника в стиле Бай Юань Ши Тонгбэй цюань разделена на четыре категории:

  1. техника быстрых рук;
  2. техника жестких и тяжелых ударов;
  3. техника выведения из равновесия;
  4. техника захвата и бросков.

Каждой из этих категорий соответствуют основные принципы изучения стиля Бай Юань: быть расслабленным и вездесущим, непредсказуемым и быстрым, вертким и изменчивым, агрессивным и жестким.

Техника «Быстрых рук» требует расслабленной и быстрой работы рук. Основная задача этой техники - ошеломить противника. Движения должны быть расслабленным и пружинистыми. Не используйте силу. Стремитесь к быстрому касанию с противником. С развитием навыков «железной ладони», даже легкое прикосновение вызовет у противника боль, потерю концентрации или баланса. Приемы данной категории применяются в виде комбинаций, которые направлены на быстрое окончание боя. Эта техника применяется для ведения боя на дальней дистанции. Техника «Быстрых рук» эффективно обеспечит проблемы Вашему противнику. Однако, в большинстве случаев, эта техника, не является слишком жесткой. Для большинства мастеров данная техника очень удобна для применения в начале поединка с незнакомым оппонентом.

Техника «Жестких и тяжелых ударов» может привести к серьезным повреждениям у противника. Применение данной техники требует определения правильной дистанции до противника. Для правильного применения данной техники необходимо: первое – нанесение ударов точно по цели, второе – ментальный аспект (необходима четкая визуализация цели). Техника "жестких и тяжелых ударов" представляет собой тип завершающих ударов. Недостатком ударов данной техники является невозможность изменить начавшуюся атаку,- поэтому применение приемов данной категории ограниченно.

Техника «Выведения из равновесия». Техника направлена на выведение противника из равновесия. В большинстве схваток противники находятся в движении, поэтому очень сложно нанести точный удар в полную силу. Эта техника предназначена для «разбалансировки» противника; естественной реакцией является попытка противника восстановить баланс. В данный момент его действия будут замедленны или прекратятся. Высшим уровнем в Тонгбэй является умение ощущать момент восстановления равновесия противником. Данный навык обучает максимально эффективно использовать момент потери равновесия противником. Техника «выведения из равновесия» включает в себя как простые, так и сложные приемы.

«Простые приемы»:

Чжуа – захват, сопровождение;
Пао – выдергивание, проваливание;
Луо – натяжение;
Дай – бросок. Для выполнения данных типов «простых приемов» применяются различные техники работы рук. Короткий и мощный удар по "слабой" точке противника может привести к нарушению его равновесия. В Тонгбэй высокий уровень мастерства определяется умением использовать комбинации различных техник. Примером комбинации различных техник является знаменитый прием – «Кот прыгает на Мышь» или по-китайски «Ли Мао Пу Шу», в котором, на первом этапе, Ваша рука блоком уводит руку противника в сторону; на втором этапе необходимо быстро зайти за атакующую руку противника; и на третьем этапе, прыгнув, толкнуть противника в ребра двумя руками.

Техника «захвата и бросков» предназначена для контроля и броска оппонента. Эти приемы не очень часто используются в Тонгбэй, т.к. техника Тонгбэй предназначена для нанесения быстрых и сильных ударов. (У противника не должно быть времени и возможности для осуществления захвата). Техника «захвата и бросков» достаточно сложна в применении, хотя не требует высокой скорости. Ее выгодно применить после выполнения техники «выведения из равновесия». «Шуай Цзьяо» или китайская борьба очень популярна в Китае, приемы этой борьбы широко используются в различных боевых искусствах. Неудивительно, что и в Тонгбэй цюань появились некоторые приемы из китайской борьбы, применяемые с небольшими изменениями.

Все навыки Тонгбэй применимы в поединке.

Мастеру Тонгбэй важно придерживаться следующей тактики ведения боя:

Первое- используя технику «быстрых рук», ошеломить противника;
Второе- следует искать момент для применения либо техники «жестких и тяжелых ударов», либо техники «выведения из равновесия».
Третье- окончанием боя должен быть либо бросок, либо точный, окончательный удар.









Трактаты

В Бай Юань Тонгбэй Цюань не существует много классических трактатов. Но существуют много пословиц и изречений, передаваемых от старшего поколения мастеров более юному поколению мастеров.











Международная Ассоциация Бай Юань Тонгбэй Цюань.

Друзья сайта
  • Yin Cheng Gong Fa
  • Международная ассоциация Тонгбэй
  • Статистика
    ВЕБМАСТЕР © 2024