Китайские традиционные боевые искусстваВторник
19.03.2024, 11:18
Инь  Чень   Гунг  Фа
| RSS

Меню


Применение Ци в Тай цзи цюань.

1. Что такое «Ци»?

Являясь частью китайской культуры, понятие «Ци» представляет собой особую концепцию. В культуре западной цивилизации концепция «Ци» в основном используется, когда речь идет о боевых искусствах или медицине; но глубина данной концепции гораздо шире. «Ци» – это фундаментальная концепция, которой пронизана практически вся китайская культура. В культуре восточных цивилизаций, в частности Китая, применение и обсуждение данной концепции на бытовом уровне происходит гораздо чаще, чем серьезные размышления о применении «Ци» в боевых искусствах, медицине или в философии. Поэтому для тех, кто не воспитан в духе китайской (восточной) культуры, - довольно непросто полностью охватить суть данной концепции.

Вот несколько примеров понимания концепции «Ци»:

1. Применение концепции Ци для понимания и восприятия неживых предметов:

Концепция Ци используется для изучения и проявления свойств неживых, неодушевленных объектов, таких как «дух» или «ощущения». К примеру, когда Вы впервые посещаете Великую Китайскую стену, и видите, как она величественно раскинулась на узких выступах гор, извиваясь подобно гигантскому дракону, - внутри Вас автоматически появляется чувство восхищения. Китайцы говорят, что это результат «Ци Ши» Великой стены или «ощущение величия момента». Или Вы, к примеру, рассматриваете красивый рисунок тигра, который передает свирепую энергию хищника. Мы говорим, что тигр на картине обладает «Шэн Ци», т.е. тигр на картине обладает духом настоящего тигра. В данных примерах мы применяем концепцию Ци для ассоциации неодушевленных предметов с одушевленными предметами. Во всех этих случаях исследуемые объекты являются нематериальными, но использование концепции Ци придает им характеристики живых, материальных объектов.

2. Применение концепции «Ци» для понимания и восприятия живых, одушевленных предметов:

Изучение тела человека – это наилучший пример подобного использования концепции Ци. Люди могут чувствовать, контролировать и использовать изменение Ци в теле, поэтому концепция Ци в данном аспекте, используется чаще всего в традиционной китайской медицине, различных техниках цигун и боевых искусствах. В китайской медицине, к примеру, с помощью Ци объясняется взаимосвязь в функционировании различных частей тела и органов. В цигун главным смыслом применения Ци является достижение активного долголетия. В боевых искусствах концепция Ци используется для объединения энергий тела. В древние времена китайские мыслители разработали много полезных техник и практик. Правда, из-за отсутствия комплексного подхода в исследованиях, сегодня необходимо многое прояснить и объяснить, используя современные научные принципы. В течение тысяч лет в Китае было накоплено множество знаний, основанных на наблюдениях и экспериментировании. Используя данные знания, люди могли решать множество проблем. Но, к сожалению, эти знания не были никем стандартизированы, т.е. не были вычленены всеобщие универсальные принципы, на которых основаны различные техники и практики. В результате сложилась ситуация, как с «черным ящиком» - мы знаем, как и где он закрывается и открывается, но природа механизма, скрытого внутри ящика, для нас остается загадкой.

Данные примеры дают представление, как люди, воспитанные в атмосфере китайской культуры воспринимают Ци. Как мы видим, концепция Ци применима, как в обыденной жизни, так и в ситуации, когда речь идет об интуитивном восприятии. Проблема возникает тогда, когда пытаешься объяснить данную концепцию людям, воспитанным в другой культурной среде. Традиционные концепции или гипотезы о том, как работает «черный ящик», не соответствуют современному научному уровню.

Согласно традиционным представлениям в среде боевых искусств считается, что Ци – это некая субстанция, подобная воздуху. Она движется по кровеносным сосудам и несет в себе какую-то энергию. Данное представление не сильно расходится с современными научными представлениями о том, что во время вдоха мы получаем кислород, который попадает в мозг и другие части организма, переносясь кровью. Итак, согласно традиционных представлений Ци связано с кровеносной и нервной системами и является проявлением определенной энергии.

Сегодня, современная наука не имеет четкого определения, что такое Ци. Возможно главной проблемой является отсутствие необходимых технологий для изучения данного феномена. Перед изобретением микроскопа люди интуитивно понимали важность чистоты и только после изобретения микроскопа сумели разглядеть вирусы и бактерии, вызывающие болезни.

Поэтому, хотя мы не можем видеть и до конца не понимаем природу энергии Ци, – мы знаем, что Ци реально, потому что мы ее чувствуем. Человечество выработало методы, помогающие:

  1. усиливать поток Ци;
  2. управлять потоком Ци;
  3. использовать поток Ци для укрепления тела;
  4. направлять и контролировать движение Ци;

В традиционных боевых искусствах осязаемые и неосязаемые аспекты Ци часто переплетаются. В этой статье мы уделим внимание применению осязаемой Ци в упражнениях Тай цзи цюань.

2. Ци и Дзин.

Согласно традиционной точке зрения, Ци и энергия – это очень близкие понятия. Ци несет энергию или контролирует ее. При правильной тренировке в Тай цзи цюань физическая сила может быть трансформирована в иной тип силы, пригодной для схватки. Этот тип силы называется «Дзин» или «тренированная сила». Тренировка «Дзин» приводит к обострению чувствительности. Ощущения «Ци» и «Дзин» тоже переплетаются, когда поток «Ци» становится сильнее – «Дзин» тоже увеличивается. Когда «Ци» правильно контролируется и передвигается - «Дзин» тоже становится более быстрым и гибким.

Сознание или, по-китайски «И», может направлять и контролировать поток «Ци». Более того, важнейшим этапом совершенствования в практике Тай цзи цюань являются три внутренних объединения:

  1. «Шэн» (дух) направляет «И» (ум, намерения)
  2. «И» направляет «Ци»
  3. «Ци» направляет «Дзин» (тренированная сила).

В данном случае Ци является связующим звеном между неосязаемым умом и осязаемой силой.

Нетренированной реакцией на атаку является желание применить большую силу для защиты. В Тай цзи цюань мы учимся изменять ответную реакцию и тела и сознания. Высшим уровнем мастерства в Тай цзи цюань является объединение движений, ощущений и ума. В таком состоянии, ответной реакцией на атаку является следующий автоматический процесс: как только сознание фиксирует опасность – оно реагирует натренированным движением, а так как «Ци» и «Дзин» полностью взаимосвязаны с сознанием,- любые изменения в сознании автоматически приводят к правильным защитным действиям. В Тай цзи цюань это называется «используй сознание, а не силу».

3. Секретная формула «четырех слов».

Правила применения Ци в Тай цзи цюань объяснены в трактате «Сы Цзы Ми Дзюэ» (секретная формула из четырех слов). Или, как его еще называют – «Сы Цзы Бу Чуань Ми Дзюэ» - «четыре слова, запрещенные к разглашению». Этот трактат был написан Ву Ю-Сьянгом. Он описывает правила применения Ци в поединке или в «толкающих руках».

Ву Ю-Сьянг (1812-1880) - ученик Ян Лучаня и Чень Циньпинга. Происходил из семьи знаменитых ученых; попытался создать всеобъемлющий трактат о Тай цзи цюань.


Ли И-Йю – племянник Ю-Сьянга, а также его ученик. Ву передал ему свой труд. Обладая высоким уровнем мастерства, мастер Ли написал несколько собственных статей о Тай Цзи. Позже Ли создал учебник о Тай Цзи цюань, в который вошли работы Вонг Зонгуэ «О принципах Тай Цзи», труд его дяди и его собственные статьи. В течение всей своей жизни он постоянно модифицировал и редактировал этот учебник. Он переписал от руки четыре копии этого учебника. Одну копию он отдал своему брату Ли Цисюаню, вторую – своему племяннику Ма Шутонгу, третью копию – своему лучшему ученику Хао Хе, а четвертую оставил себе. Наиболее полной версией статьи Ву Ю-Сьянга «О секретной формуле Тай Цзи цюань» сохранилась только у Ли Цисюаня. В копии, которая досталась племяннику, было только первое предложение из статьи, в то время как в копии Хао Хе данная статья вообще отсутствовала. Каждая копия хранилась в секрете в течение долгих лет. Копия Хао Хе была первой представлена общественности и скоро стала очень популярной.

Противоречие в опубликованных версиях проявилось в 1964 году, когда была опубликована копия, принадлежащая Ли И-Йю, т.е. копия самого автора. Полная версия статьи «О секретной формуле Тай цзи» была опубликована в авторской копии. В книге Ли И-Йю данная статья называлась следующим образом: «Четыре слова Тай цзи моего дяди Ву Ю-Сьянга, запрещенные к разглашению». После публикации копии автора становится ясно, что статья была написана Ву Ю-Сьянгом, а не Ли И-Йю. Ли сдержал слово и не передал формулу, даже своему лучшему ученику. Следуя завещанию своего дяди, единственный кому Ли передал секрет был его родной брат. Данная история является еще одним подтверждением консервативности мастеров боевых искусств древности, а также служит свидетельством того, насколько сложно было достигнуть высшего уровня мастерства в Тай цзи даже очень талантливым людям.

Ниже приведен перевод и разъяснение статьи из копии учебника Ли И-Йю.

СЕКРЕТНАЯ ФОРМУЛА ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ

(СЫ ЦЗЫ МИ ДЗЮЭ)


Перевод:

«Фу», в переводе на русский язык - «пеленание». «Двигай Ци по всему телу»; «используй Ци для покрытия всей силы противника»; «пеленай его так, чтобы он не смог двинуться».

Заметка. В переводе с китайского, иероглиф «Фу» означает «пеленать». Нюанс состоит в том, кто пеленает и тем, кого и как пеленают. «Фу» обозначает процесс, при котором более массивный и мощный объект пеленает меньший по размеру и силе объект. Этот тип покрывания очень мягкий и не жесткий. Пеленание происходит очень мягко. Тип пеленания, обозначаемый иероглифом «Фу», можно применить к процессу пеленания одеялом спящего младенца. Вы укутываете его одеялом, стараясь не разбудить и не зацепить его. Вы покрываете одеялом ребенка с ног до головы очень медленно и мягко. В переводе с китайского иероглиф «Фу» означает именно такой тип покрывания.




1. Начните наработку «толкающих рук» и
попытайтесь почувствовать, когда Ваш партнер
пытается высвободить силу.

2. Расслабьтесь и, поворачиваясь направо,
сохраните чувство мягкости в точке контакта.




3. Продолжайте ощущать силу Вашего
партнера не пытаясь сопротивляться ей
напрямую. Используя ум («И»), создайте
большой круг из Вашей «Ци», покрывающий
партнера. Если Вы правильно выполните этот
навык, Ваш партнер потеряет баланс и начнет
подаваться вперед.

4. Если же Ваш партнер еще раз приложит силу,
Вам следует сохранять спокойствие и легкость,
создавая большой круг для покрытия. Сила,
приложенная им откинет его назад.

Объяснение. При наработке «толкающих рук» или во время схватки, Вы должны представить, что Ваше Ци сильнее и больше, чем оппонента. Вы должны ощущать, что в любой момент можете легко его «запеленать». На практике это означает, что Вам нужно развить силу «Духа» («Шэн»), а также научиться мысленно («И») проецировать большой круг («Ци»), пеленающий Вашего оппонента. Ключевым моментом данного умения является принцип: «игнорирования точек контакта с оппонентом». Всегда старайтесь создать круг такой величины, который легко покроет точку контакта. В такой ситуации, независимо от того, как изменяются движения Вашего оппонента, он все равно находится под Вашим контролем. При этом неважно, куда направлена его сила. Ваше Ци всегда «пеленает» ее. Он должен чувствовать невозможность двигаться либо изменяться. Вы должны чувствовать, что Вы намного больше и сильнее оппонента; должны чувствовать, что Вы с легкостью его «запеленаете» и он полностью под Вашим контролем. К примеру, нанося удар по лицу, Вы должны четко представлять, что Ваша рука больше чем его голова и даже больше, чем его тело. Тогда Вы с легкостью сможете контролировать его поясницу и любую другую часть его тела. Любое его сопротивление, любое усилие будет автоматически возвращаться в него. Он не сможет ничего сделать потому, что любое его движение будет создавать для него дополнительные проблемы.

«Фу» – это мастерство высшего уровня. Правильное использование «Фу» требует обостренной чувствительности. Эта чувствительность достигает такого уровня, что после любого прикосновения оппонента мастер знает не только, что оппонент делает, но и то, что он собирается сделать в следующий момент. Этот прием выполняется с минимальным физическим движением, иногда совершенно незаметным для глаза.


Перевод.

«Гай» - «укрывать». Используй Ци, чтобы полностью «укрыть» атакующую силу оппонента.

Заметка. В переводе с китайского, иероглиф «Гай» является синонимом первого слова «Фу», но несколько отличается по способу укрывания. «Гай» означает «укрывание» объекта равного или примерно равного по размерам. Когда Вы укладываете ребенка в постель, Вы укрываете и заправляете одеяло ровно настолько, чтобы покрыть его тело и уберечь от холода. Еще одним примером подобного укрывания является закрывание крышкой кипящей кастрюли, чтобы содержимое кастрюли не расплескалось. «Гай», в данном смысле, означает контрольные или блокирующие действия, предотвращающие возможные негативные последствия.

Объяснение. Навык, описанный иероглифом «Гай», означает использование Ци для контроля или блокирования силы оппонента. Этот навык используется в момент высвобождения силы оппонентом. Высвобождение силы обычно требует плавных и скоординированных движений. Данное «укрывание» означает блокирование свободы движения оппонента, т.е. создание препятствия, которое блокирует высвобождение его силы. При нанесении удара (высвобождении силы), в начальной фазе энергия движения гораздо меньше, чем в завершающей фазе. Поэтому ключевым моментом в использовании данного навыка является укрывание высвобождаемой силы противника в правильный момент времени и, в правильном направлении. Именно таким образом, используя минимум усилий, можно предотвратить мощную атаку. Еще раз подчеркнем, данный навык используется в момент высвобождения силы оппонента и препятствует запланированному высвобождению силы оппонентом.




1. Начните наработку «толкающих рук».
Попытайтесь почувствовать силу, исходящую
из левой руки партнера.

2. Поверните свою левую руку, чтобы покрыть
исходящую силу партнера. При этом заставьте
его вытянуться слегка вперед


3. Следуя за своей левой рукой, повернитесь
всем телом влево. Именно в этот момент,
если ваш партнер приложит хотя бы небольшое
усилие - это разбалансирует его.



Перевод:

«Дуэй» - «перехват». «Точно направь Ци к месту высвобождения силы оппонентом».

Заметка. В переводе на русский язык, китайский иероглиф «Дуэй» означает «прицелиться», «сопротивляться» или «противостоять».

Объяснение. «Дуэй» относится к типу силы «Дзие Дзин», что в переводе обозначает: «перехватывающий, блокирующий или отсекающий тип силы». Этот тип силы чаще всего применяется в поединках. Главная идея данного навыка – выведение соперника из равновесия в тот момент, когда его сила уже высвобождена, но не достигла своего максимума. Особенностью проявления внешней силы является то, что, если она уже высвобождена, очень сложно остановить или изменить ее направление. «Перехват» означает перенаправлении силы в противоположном направлении. Данный навык применяется путем небольшого изменения в точках контакта с целью дисбаланса позиции оппонента. Продолжая высвобождать свою силу, которую, как было сказано ранее, он не может остановить или перенаправить,- Ваш оппонент непроизвольно толкает себя в направлении, противоположном своей же атаке. Основной смысл данного навыка можно объяснить следующей аллегорией. Если сталкиваются два объекта, при котором один из них находиться в стабильном состоянии (к примеру, дерево или столб), а другой в относительно нестабильном (человек, машина и т.д.), то в точке контакта сила, приложенная к стабильному объекту, будет действовать на относительно нестабильный объект. Если Вы сможете овладеть этим навыком на высоком уровне, Ваш прием будет похож на волшебство. Когда Вас пытаются быстро и жестко толкнуть, едва коснувшись Вас, оппонент отлетит в противоположном направлении, при этом Ваши движения буду совершенно незаметными.

«Дуэй» отличается от предыдущего навыка. В предыдущем навыке, обозначаемом иероглифом «Гай», самое главное не допустить высвобождение силы. Навык, обозначаемый иероглифом «Дуэй», применяется, когда сила уже высвобождена. Позвольте ему высвободить силу, а затем перенаправьте ее. Выполнение данного навыка не потребует особых усилий, если Вы выполняете его вовремя. Главное, чтобы Ваша позиция была сбалансированной и стабильной. Сила оппонента, перенаправленная в его же сторону, разбалансирует его позицию, отталкивая его назад. Чем сильнее его толчок, тем дальше он отлетит. Это называется: «Заимствуй силу оппонента и используй ее, чтобы оттолкнуть его».

Очень важно применять правильное время и направление. Если Вы начали делать прием слишком рано, у оппонента есть шанс остановиться или изменить направление силы, если слишком поздно - Вы не успеете перенаправить силу в обратном направлении и сами будете отброшены назад. Нужно очень точно перенаправить силу прямо в него.




1. Ваш партнер пытается толкнуть Вас.
2. Подвиньтесь вперед таким образом, чтобы
встретить руками его кисти. Не сопротивляйтесь
его
силе.




3. «Проглотите» грудь, «отпустите» руки и
подвиньтесь вперед. Это изменит угол
в точке контакта. Перенаправьте силу
Вашего партнера.

4. Слегка «встряхните» свое тело, чтобы
сбалансироваться. Двиньтесь вперед, при
этом сила, приложенная Вашим
партнёром,
вытолкнет его в  
противоположном направлении



Перевод:

«Тун» - «проглатывать», «растворять». Используй Ци для «проглатывания» и «растворения» силы оппонента.

Заметка. Китайский иероглиф «Тун» означает «проглотить что-либо без пережевывания». Например, когда змея ловит птицу, она заглатывает ее целиком и только потом переваривает ее в желудке.

Вторая часть записи, обозначает: «переварить», «растворить», «испарить» или «нейтрализовать». Общий смысл, объединяющий все эти четыре варианта перевода следующий: «Нечто большое и твердое исчезает, постепенно уменьшаясь в размерах». В специальной терминологии Тай цзи цюань данный навык иногда называют словом «Хуа», а иногда «Роу Хуа». Это один из главных принципов в Тай цзи цюань: «Не сопротивляться силе оппонента, а проглотить и растворить ее».

Объяснение. «Проглатывание без пережевывания» означает игнорирование точки контакта. Практически во всех стилях боевых искусств точка контакта является точкой проведения приема. В Тай цзи цюань все по-другому. Мы не используем силу для сопротивления оппоненту, более того, главное научиться игнорировать (забыть) точку контакта. Позвольте оппоненту схватить Вас, а затем, «растворите» проблему. В ответ на жесткость «Ганг», в точку контакта мы направляем мягкость – «Роу».

В Тай цзи цюань этот навык часто описывают следующей аллегорией: «Бросание большого камня (жесткая сила оппонента) в воду (Ваша мягкая сила)». Не важно насколько велика сила, которую Ваш оппонент использует. Вы должны сохранять расслабленность и мягкость воды, полностью проглотить его силу и растворить ее тихим, незаметным и неощутимым образом. Здесь Вы должны быть очень осторожны, «проглатывание» и «растворение» обязательно должны применяться вместе. Если делать «проглатывание» без «растворения» опасность все еще сохраняется.




1. Ваш партнер давит на левую руку. Вам
следует сохранять мягкость и расслабленность
в точке контакта.

2. Следуйте его силе таким образом, чтобы она
не навредила Вам. Позвольте его силе полностью
высвободиться. Одновременно, опустите свою
правую руку, а, поднимая левую сформируйте круг,
который «окружит» силу Вашего партнера. Это и
называется «проглатывание».


3. «Проглатывание» - это мягкий навык.
Оно заставит Вашего партнера потерять баланс.
Сейчас его сила не может причинить Вам трудности.
Мы можем сказать, что его сила «растворилась».



Перевод.

В данном тексте описываются незаметные и неосязаемые вещи. Пока Вы не достигли уровня «Дунг Дзин» (реального понимания Тай Цзи), т.е. пока Ваши навыки не отточены до автоматизма – Вы не сможете полностью понять значение этих слов. Все эти четыре слова касаются только Ци. Пока Вы не научитесь культивировать Ци естественным образом – Вы не сможете послать Ци в любую часть тела. Понятно, что только мастера высокого уровня Тай Цзи, могут полностью осознавать и применять данные навыки.

Объяснение. Все эти навыки абсолютно не связаны с физическими движениями - речь идет о выполнении данных навыков только с использование ума («И») и «Ци». Физические движения происходят в естественной гармонии с движением Ци. Так как концепция Ци является абстрактной концепцией, основанной на эмоциях и ощущениях, не существует четкого и конкретного метода культивирования Ци, приемлемого для всех людей. Поэтому даже мастера высокого уровня многие вещи в Тай цзи цюань чувствуют и понимают интуитивно, но, при этом полностью объяснить их словами не могут.

Если Вы являетесь новичком в Тай цзи цюань, Вам не стоит серьезно задумываться над навыками, описанными в данной главе.


4. Четыре ситуации применения Ци в «толкающих руках»

Приведенные ниже навыки*, объясняют правила применения «Ци» во время практики «толкающих рук» или во время проведения защитных действий в поединке. Рассмотрим четыре возможные ситуации:

  1. Оппонент только собирается высвободить силу;
  2. Как только оппонент начал высвобождать силу;
  3. Сила высвобождена, но не достигла своего максимума;
  4. Сила высвобождена,  достигнув или почти достигнув своего максимума.


Рис. 1 Зависимость показателя Силы от Времени. На этой диаграмме ось ОХ показывает Время, а на оси ОУ – соответствующие показатели Силы. В точке О показатели Времени и Силы равны нулю. С изменением Времени, Сила нарастает и в точке Т4 достигает своего максимума. После достижения своего максимума, Сила резко стремится к нулю. Р1, Р2, Р3 и Р4 - это четыре исследуемые ситуации.

Первая ситуация требует применения навыка, обозначаемого китайским иероглифом «Фу». При попытке оппонента начать атаку, применение данного навыка должно постоянно держать его в неудобном положении, делая невозможным для него высвобождение силы. Перед высвобождением силы любому человеку необходимо занять удобную или комфортную позицию. В данной ситуации этот навык позволяет добиться контроля над оппонентом. Вы добиваетесь желаемого эффекта, используя легкое, незаметное усилие. В Тай цзи цюань - это навык высшего мастерства. Опытному мастеру достаточно легкого контакта, после чего он точно знает намерения своего оппонента. Что бы оппонент не собирался сделать, мастер почувствует это, а затем, коротким и незаметным движением поставит его в неудобное для атаки положение.

В данном навыке речь идет о разрушении намерения атаки. К примеру, если оппонент пытается вытолкнуть Вас, для этого он делает подготовительное движение, отводя плечи слегка назад. Чем выше мастерство, тем менее заметно это движение. У мастера Тай цзи цюань чувствительность настолько развита, что он чувствует любое подготовительное движение, а затем, используя небольшую силу, легко выталкивает оппонента. Это один из примеров применения данного навыка, разрушающего атаку до момента ее начала.


Рис. 2 Первая ситуация - «Фу». Если оппонент наносит удар локтем, его сила должна двигаться от задней ноги к локтю. Слегка перенаправьте его руку влево и вниз, при этом движение его силы будет немного изменено. Подобное вмешательство нарушит процесс высвобождения силы.

Вторая ситуация требует применения навыка, обозначаемого китайским иероглифом «Гай». Как видно из графика, мощность высвобождаемой силы увеличивается постепенно (см. график).  Естественно, справиться с силой в самом начале атаки гораздо проще. Навык, обозначаемый иероглифом «Гай» - это навык блокирования и контроля силы оппонента, т.е., как только Вы почувствовали, что партнер начинает высвобождать силу, Вы мгновенно укрываете ее.

Давайте еще раз рассмотрим пример с выталкиванием. В начале толчка сила оппонента не достигла своего максимума. С помощью рук или ног Вы можете заблокировать высвобождение его силы. Для этого Вам нужно продвинуться немного вперед в направлении прямо противоположном направлению его силы. Не следует применять больших усилий, т.е., чем раньше Вы начали контратаку, тем меньше сил потребуется. При применении данного навыка нужна не столько «Сила», сколько правильное «Время» проведения контратаки. Большинство людей не могут научиться правильно использовать данный навык, так как применяют слишком много силы, из-за чего движения становятся слишком широкие и размашистые. Для выполнения размашистых и больших движений требуется больше времени, что, как видно из графика, дает возможность силе оппонента увеличиться. А при столкновении двух, примерно равных по мощности сил в противоположных направлениях, естественно, возможна борьба с трудно предсказуемым исходом. Такого рода столкновение сил, противоречит правильным принципам использования навыка «Гай».


Рис. 3 Вторая ситуация - «Гай». Оппонент готовит удар локтем. Вы отталкиваете обе руки оппонента влево, вперед и немного вниз. Таким образом, Ваша левая рука блокирует его локоть, а правая рука - контролирует его силу.

Третья ситуация требует применения навыка, обозначаемого китайским иероглифом «Дуэй». Как видно из графика, для того, чтобы показатель «Силы» достиг своего максимума, требуется определенное «Время». Применение данного навыка препятствует высвобождаемой силе оппонента достичь своего максимума. Правильное время и угол применения данного навыка позволяет не только остановить, но и перенаправить силу оппонента. Продолжим исследование на том же примере. Ваш оппонент выталкивает Вас по прямой линии. Для правильного использования данного навыка Вам следует выдвинуть руки вперед для контакта с руками оппонента. Как только Вы его коснулись, расслабив руки, продолжайте двигаться вперед. При этом точка касания описывает небольшой круг. Так как его сила еще не достигла максимума, оппонент будет продолжать выталкивание, но угол приложения его силы изменится. Это изменение приведет к тому, что, продолжая свое воздействие, его сила будет автоматически перенаправлена в него же. Этот пример является иллюстрацией того, как, «заимствуя» силу у оппонента воздействовать на него же. Чем лучше Вы овладеете данным навыком, тем меньше силы Вам придется прикладывать для его выполнения; чем жестче и резче Вас будут толкать, тем быстрее и жестче будет отталкивающая сила.




Рис. 4 Третья ситуация - «Дуэй» (1). Оппонент наносит удар локтем. Левая рука встречает его локоть, а правая рука – касается груди. Вес тела переносится вперед, в противоположном направление его удару. Немного присев, измените угол контакта.

Рис. 4 «Дуэй» (2). Если он будет продолжать высвобождать силу,- она будет автоматически выталкивать его в обратном направлении.

Четвертая ситуация требует применения навыка, обозначаемого китайским иероглифом «Тунь». Данный навык применяется, когда сила оппонента достигла или почти достигла своего максимума. Вам трудно будет использовать свою силу в такой ситуации. Если Вы стараетесь  применить силу в такой ситуации – значит, Вы не понимаете принципов мастерства в Тай цзи цюань. Применяя данный навык, необходимо позволить оппоненту полностью высвободить силу, а затем «растворить» её таким образом, чтоб она не навредила Вам. Ваша развитая чувствительность - это ключевой момент правильного понимания и применения данного навыка. К примеру, оппонент толкает Вас в грудь, при этом его сила достигла или почти достигла своего максимума. Ваша главная задача - расслабиться, следуя направлению его силы, не разорвать контакт; в тоже время представьте большой круг, в котором Ваши руки касаются рук оппонента. Вы должны представить, как будто Ваша сила полностью «проглотила» его силу. Так как Вы расслаблены и следуете его воздействию, его сила не может причинить Вам вреда. Именно в этот момент Вы можете с легкостью разбалансировать и вытолкнуть его. Главное в этом навыке - научиться следовать его силе.


Рис. 5 Четвертая ситуация - «Тун». Когда сила удара практически достигает максимума. Левой рукой коснитесь его локтя и «следуйте» за ним. Расслабьтесь, слегка «проглотите» грудь. В то же время правой рукой толкните его грудь круговым движением влево. Представьте, что Вы толкаете большой круг, в котором находится тело Вашего оппонента. Вы не сопротивляетесь силе, а обходите ее, как бы «проглатывая» ее.

Не следует воспринимать все вышеуказанные навыки, как правила выполнение приемов в Тай цзи цюань. Эти навыки объясняют правила применения Ци для мастеров среднего и высокого уровней в Тай цзи цюань.

(*) – под термином «навык», мы понимаем прием, наработанный до автоматизма.


Северо-Американская штаб-квартира Инь Чень Гунг Фа

==========================================================================================

Copyright © 2000 YCGF_NAH. All rights reserved.

Друзья сайта
  • Yin Cheng Gong Fa
  • Международная ассоциация Тонгбэй
  • Статистика
    ВЕБМАСТЕР © 2024