Китайские традиционные боевые искусстваСуббота
18.11.2017, 01:59
Инь  Чень   Гунг  Фа
| RSS

Меню

Стиль Ши Бай Тонгбей цюань
Система подготовки

«… если Вы только говорите, а не усердно тренируетесь,-
Вы никогда не достигнете высшего уровня мастерства.
Для Вас Тонгбэй останется неразгаданной тайной».
Отрывок из трактата «О Тонгбэй».

Люди, практикующие стиль Ши, используют традиционный метод тренировок. Считается, что все приемы стиля Ши Тонгбэй служат только для поединков. Поэтому, многие движения данного стиля не очень эстетичны; со временем, малоэффективные в поединке движения и приемы забылись и не изучаются.

В большинстве китайских боевых искусствах уделяется огромное внимание изучению разнообразных форм. В нашем стиле изучению форм не уделяется много внимания, а в некоторых группах изучение форм полностью игнорируется.  В нашей группе изучение форм предлагается ученику, прошедшему все этапы индивидуальной подготовки, т.к. особое внимание, в первую очередь, уделяется развитию индивидуальных способностей и навыков. Изученные формы Тонгбэй цюань, не является показателем уровня мастерства в нашем стиле.

Полная система подготовки мастера стиля Ши Бай Юань Тонгбэй цюань состоит из:

  • Тренировки основных навыков гунг фу
  • Тренировки базовых упражнений стиля Ши
  • Наработки комбинаций из нескольких приемов
  • Тренировки форм
  • Тренировки «Железной ладони»
  • Работы в парах
  • Работы с оружием
  • Цигун

Тренировка основных навыков гунг фу.

На первом этапе, всем, начинающим изучать данный стиль, необходимо научиться расслабляться и «растянуться».

На начальном этапе обучения, особое внимание уделяется расслаблению и растягиванию плеч, рук, спины, ног и поясницы. Гибкие плечи и руки, мягкая и подвижная поясница – это отличительные черты мастеров высокого уровня в Тонгбэй. Мастер Тонгбэй должен иметь расслабленные плечи, «удлиненные» руки и гибкую поясницу. Благодаря этому, энергия Ци движется свободнее и, как следствие, внутренняя сила увеличивается, а здоровье укрепляется.

На втором этапе, существуют дополнительные методы развития внутренней силы для рук, ног, поясницы, спины, а также, для развития устойчивости и укоренения. Передвижения в Тонгбэй очень быстрые, требующие хорошей работы ног, поэтому большое значение придается наработке устойчивости. Некоторые приемы, в которых требуется применение значительной силы, требуют хорошей устойчивости. В одном из трактатов говорится: «Когда ты стоишь, - ты должен быть подобен гигантской скале. Никто и ничто не может сдвинуть тебя».

На третьем этапе, изучаются упражнения по сбалансированию внутренних компонентов – Духа, Ума и Ци (Шенг, Йи и Ци). Эти упражнения очень важны в стиле Ши.

Тренировка основных навыков - это очень трудная и изнурительная практика. На протяжении нескольких лет тренировок большинство мастеров заставляют изучать только эти упражнения, так как считают их базой для дальнейшего развития. К тому же они дают мастеру возможность изучить характер ученика, его индивидуальные особенности. Если он видит, что ученик недостаточно прилежен и настойчив в изучении данных навыков, он может отказаться обучать его дальше.

Тренировка базовых упражнений стиля Ши.

Индивидуальной работе в стиле Ши уделяется огромное внимание. Индивидуальная работа считается фундаментом изучения нашего стиля.

На данном уровне, на первом этапе, ученик изучает техники одну за другой, методом многократных повторений. Среди мастеров стиля Ши знаменитой является следующая фраза: «… иди и повтори это движение тысячу раз…». Многократное выполнение одного упражнения дает ученику возможность понять смысл движения и помогает постепенно развить координацию движения всего тела. Затем, данную технику необходимо выполнять, используя подвешенный мешок для того, чтобы ученик во время нанесения ударов в полную силу, научился правильно ее высвобождать. На этом этапе, каждый прием необходимо повторять тысячи раз.

На втором этапе данного уровня, необходимо изучать не только сам прием, но также все его возможные вариации. Естественной реакцией ученика на атаку должно стать выполнение заученных до автоматизма движений. Если ученик тренируется усердно, проявляя способности, то мастер глубже объясняет принципы нанесения ударов, т.е. угол и время применения приема в поединке. Ученик переходит к изучению новых приемов, только досконально изучив предыдущий.

Наработка комбинаций из нескольких приемов.

Наработка комбинаций – это один из самый важных этапов обучения применению приёмов в поединке. Обычно комбинация состоит из 2-5 приемов. Несмотря на то, что в разных группах существуют различные комбинации, все они основываются на одних и тех же приемах. В принципе, на данном этапе практикующий может создать свою собственную комбинацию, в зависимости от возраста или типа сложения.

Тренировка форм

Как говорилось ранее, в стиле Ши Тонгбэй не изучается много форм, т.к. они мало эффективны в реальном применении. В стиле Ши существует одна общепризнанная традиционная форма – «Форма 24 позиций». Позже появились несколько других форм. По родословной нашей группы передается форма «8 предков» и форма «36 разделенных кулаков». Обычно их обучают вместе. Изучение этих форм, как упоминалось ранее, не является обязательным этапом обучения.

Тренировка «Железной ладони»

Отработка техники «железной ладони» является одной из наиболее полезных техник в стиле Ши. Данная техника представляет собой очень специфический тренировочный процесс. На самом деле, техника «железной ладони» применяется не только для тренировки ладоней. Данная техника может и должна применяться для тренировки рук, ног и тела.

На первом этапе, используются специальные дощечки или мешки для нанесения ударов по ним.

На втором этапе, применяется специальная комбинация трав для «закалки» той части тела, которой наносятся удары. Целью тренировки не является достижение «жесткой руки» для того, чтобы ломать предметы. Наоборот, руки должны оставаться мягкими, а кожа – гладкой, хотя, безусловно, руки приобретают определенную жесткость.

Главной целью данной методики является увеличение внутренней силы и умения направлять ее в одну точку. Мастера Тонгбэй считают, что слишком «забитые» руки приводят к потере гибкости и чувствительности. Поэтому, работать по данной методике необходимо очень внимательно и только под контролем квалифицированного наставника. Иногда, данный вид тренировки называют «тренировка внутренней ладони». Данную методику так называют, потому что целью тренировки является умение направлять внутреннюю силу к той части тела, которой наносится удар. Одним из секретов тренировки по данной методике является нанесение ударов расслабленной частью тела. Во время наработки необходимо учиться вкладывать внутреннюю силу в одну точку. Использование физической силы с целью «ударить сильнее» по мешку,- считается слишком «внешней» наработкой и не приветствуется. При использовании физической силы, энергия Ци не может попасть в кулак, ладонь, локоть и т.д., так как эта часть тела напряжена и зажата. Если тело зажато, удары наносятся только с помощью грубой физической силы, при этом, используется только изолированная (отдельная) группа мышц. В работе по данной методике целью является - объединение всех мускулов тела в единое целое и естественное направление внутренней силы. В процессе набивания иногда возникает определенная «забитость» связок, сухожилий и тому подобное, поэтому для открытия меридианов и улучшения кровообращения в этих частях тела, применяются специфические травы.

Работа в парах

Естественно, работа в парах является самым главным этапом в обучении правильному ведению поединка. На данном этапе существует несколько уровней.

На первом уровне, идет наработка запланированных приемов, т.к. необходимо научиться атаковать и защищаться. Во всех трактатах о Тонгбэй говорится: «… если хочешь научиться искусству Тонгбэй, - необходимо работать с партнером». В зависимости от целей, существуют различные наборы приемов для отработки движений в атаке и защите. Для наработки ощущения «полного контакта», люди, работая в парах, наносят удары в полную силу. Атакующий, нарабатывает мощь атаки, а защищающийся, улучшает свои действия в защите. Определенные упражнения направлены на развитие рефлексов, т.е. на увеличение скорости реакции. Отдельные упражнения направлены на изучение приемов со всеми возможными изменениями или вариациями. В группах Тонгбэй до сих пор не существует единого, стандартного комплекса или набора всех приемов. Более того, люди, работающие в парах, в зависимости от целей могут видоизменять сам комплекс или порядок выполнения приемов в комплексе.

На втором этапе данного уровня, практикующие создают свои собственные комбинации из приемов, которые у них получаются лучше всего и нарабатывают в парах только эти комбинации. Один отрабатывает свои лучшие атакующие комбинации, а второй отрабатывает действия в защите без проведения контратаки. Таким образом, создается идеальная ситуация для обоих. Во время тренировки, практикующие должны меняться ролями. Обычно, отработка на данном уровне, начинается с наработки отдельных приемов, затем нарабатывается вся комбинация в целом. Наработка начинается очень медленно и аккуратно, постепенно добавляя скорость для минимизации рисков получения травмы. Часто используются защитные средства – жилет, шлем и т.д. Наработка на полной скорости и в полную силу вырабатывает ощущение того, как данные приемы или комбинации работают в реальной ситуации. Правильная тренировка в Тонгбэй развивает значительную мощь атак, поэтому травмы могут появиться даже при наличии защитных средств.

На следующем уровне, ученики переходят к наработке свободного поединка. В данной наработке можно использовать любые изученные приемы, естественно без предупреждения партнера. Такая наработка создает обстоятельства, подобные реальному поединку. Будьте очень осторожны на этом этапе, так как это все равно, хоть и максимально приближенная к условиям реального поединка, но все же только тренировка. Поэтому на этом этапе, Вам нужно концентрироваться только на том, как сделать Ваш прием еще лучше, а не на том, как Вам победить в этом поединке. Ваша задача – детальное изучение каждого Вашего движения, сохранение спокойствия, терпения, расслабленности и пресечение любых негативных эмоций (злости, зависти, агрессии). Движения должны совпадать с принципами поведения обезьяны в поединке, описанной на странице «О принципах и трактатах в Тонгбэй». Использование шлемов и жилетов необходимо наряду с самоконтролем, т.е. контролем над силой ударов.

Ключевая задача на данном уровне – не беспокоиться о победе или поражении, главное – сфокусироваться на приемах и изучении причин Вашей победы или поражения. Ни в коем случае нельзя злиться, если Вы пропустите сильный удар. Если Вы объективно поймете причину, почему Вы пропускаете удары и измените эту ситуацию, – постепенно Вы научитесь побеждать.

В целях безопасности некоторые удержания и броски тщательно объясняются до начала их наработки, т.к. очень важно точно знать, когда и как их нужно использовать.

Работа с оружием

Наравне с другими китайскими традиционными боевыми искусствами в стиле Ши Тонгбэй цюань есть раздел техники, посвященный работе с оружием. В стиле Ши применяются четыре типа оружия: первый – «Дао» (длинная сабля, называемая «Мьяо Дао»): второй – «Дзьен» (прямой, обоюдоострый меч); третий – «Ганн» (палка) и, четвертый – «Цьянг» (копьё). Самыми знаменитыми во многих группах Тонгбэй считаются техники работы с «Дао» и «Ганн Ци», т.к. техника работы с данными видами оружия полностью совпадают со всеми принципами техники работы без оружия. Есть несколько форм работы с оружием, но постепенно, со временем, они все больше игнорируются, а предпочтения отдаются индивидуальной работе и наработке в парах. С течением времени, ношение и использование оружия является запрещенным во многих странах и, поэтому нет необходимости изучать техники со всеми видами оружия.

Цигун

Только несколько групп Ши Тонгбэй знают и практикуют Цигун. В Тонгбэй применяется метод Цигун, называемый «Шуи Гунг Фа» или «Спящий Цигун». Согласно легенде, этот Даосский вид Цигун был изобретен Чень Туанем в горах Хуа шань. Примечательно, что многие позиции этого метода Цигун, выполняются лежа в постели. Отсюда и название – «Спящий Цигун».

Необходимый минимум знаний и умений для мастера стиля Ши Бай Юань Тонгбэй цюань:

«Лью Лу Зонг Шоу» (шесть основополагающих рук) – этот раздел включает шесть приемов, которые являются основой для последующих занятий в Ши Тонгбэй.

«Ба Шоу Зу цюань» (восемь кулаков предков) – это короткая форма из восьми приемов, каждый из которых предназначен для быстрого окончания поединка.

«Ши Ер Льен Цюань» (двенадцать связанных кулаков) – это набор двенадцати коротких комбинаций, каждая из которых состоит из 2-5 индивидуальных приемов. Каждая из 12 комбинаций должна практиковаться отдельно до автоматизма.

«Ер Ши Сы Ши» (Форма 24 позиций) – считается, что это одна из самых древних форм Тонгбэй цюань, состоящая из 24 навыков. Тем не менее, она не всегда преподается как форма. Очень часто, отдается предпочтение изучению каждого навыка отдельно. Только когда каждый из этих навыков отлично наработан, тогда они объединяются в форму. Поэтому очень часто можно встретить ситуацию, когда люди не знают данную связку целиком.

«Зы Му Син Дзи Чай Цюань Лью Танг» – это форма включает 36 навыков поэтому, иногда, ее называют формой «36 разделенных кулаков». На этом этапе изучаются все возможные вариации каждого из этих приемов.

Первая часть китайского названия данного этапа означает, что в каждом приеме допустимы изменения. После внесения изменений появляется новый прием, который является производным или «ребенком» от «материнского» приема.

Вторая часть названия означает, что каждый прием и его вариации должны изучаться раздельно.

Важно понимать, что присутствие мастера крайне необходимо для объяснения всех тонкостей и секретов каждого движения. Для достижения высшего уровня мастерства в Тонгбэй необходимо очень хорошо владеть базовыми приемами и изучить все возможные изменения и переходы от одного приема к другому. Такое умение даст возможность изменять тактику и стратегию поединка, в зависимости от оппонента.

Друзья сайта
  • Yin Cheng Gong Fa
  • Международная ассоциация Тонгбэй
  • Статистика
    ВЕБМАСТЕР © 2017