Китайские традиционные боевые искусстваСуббота
18.11.2017, 02:02
Инь  Чень   Гунг  Фа
| RSS

Меню

Первые годы Китайской народной республики (КНР).

Начало 50-х годов двадцатого века ознаменовало окончание гражданской и международной войн для Китая. Страна и ее люди, наконец, получили возможность спокойной и мирной жизни. Социальный климат начал опять благоприятствовать развитию боевых искусств. Мастер Вонг был очень занят преподаванием в двух открытых ими школах, а также в университетах и техникумах. Он стал играть активную роль в проведении чемпионатов по боевым искусствам на национальном уровне. Первые соревнования по боевым искусствам в Китае сильно отличались от соревнований по современному спортивному У-шу. Мастера демонстрировали свои формы и связки (современное У-шу унаследовало данную часть соревнований). Но, если спортсмен был не согласен с решением судей, он мог сразу же вызвать своих соперников или судей на поединок. Поэтому главным судьей данных соревнований должен был быть человек с незапятнанной репутацией и великолепными бойцовскими навыками. Мастер Вонг был главным судьей многих соревнований в тот период; также он участвовал во многих научно-исследовательских конференциях по боевым искусствам. Спустя некоторое время он стал очень знаменит по всей стране.


Церемония открытия «Народного клуба боевых искусств для трудящихся». Пекин, 1957 г.
(слева направо в первом ряду: второй слева Гао Руэйжоу; третий – Жанг Литанг;
четвертый – Ма Илинь; пятый - Вонг Пейшенг)


В 1953 году мастер Вонг завершил свою долгую работу по созданию формы «37 движений Тай цзи цюань стиля Ву». В те времена он преподавал в Пекинском техническом техникуме. Преподаватели и студенты жаловались ему, что выполнение традиционной формы стиля занимает много времени, т.к. ее выполнение требовало не менее 40 минут. Естественно, преподаватели и студенты не всегда могли потратить столько времени на занятие. Поэтому у мастера Вонга появилась идея сократить форму. Сперва он убрал все повторения, таким образом, форма сократилась до 37 отдельных движений. Затем он преобразовал их, создав новую форму. Логика, которой он пользовался при создании новой формы состояла в следующем: простые и легкие движения в начале формы, сложные - в середине, а в заключительной фазе – движения на расслабление и успокоение. Начав преподавать данную форму, он продолжал экспериментировать с ней. Считая, что, уменьшив число движений, форма станет еще эффективней. Он проанализировал каждое движение в деталях, вспоминая свой собственный опыт ученика. Он понимал, что традиционный подход основывался на многократных повторениях движений, чтобы «впихнуть» ощущения, которые ученик должен понять; учителя не объясняли в деталях все движения, поэтому только те, кто от природы более чувствительны, и те, у кого более развита интуиция могли понять, что им пытаются объяснить. А для остальных приемы высшего мастерства Тай цзи оставались недостижимыми даже после десятилетий тренировок. Поэтому мастер Вонг сделал еще один шаг и разбил вновь созданную форму на отдельные движения, таким образом, появились 178 отдельных движений. Он стандартизировал каждое движение. То есть:
-    для каждого движения он описал правила выполнения, направление и угол;
-    объяснил какое чувство должно быть при выполнение каждого приема;
-    для каждого отдельного упражнения он объяснил принцип «Лью Хэ Ба Фа» (принцип шести объединений и восьми базовых методов);
-    он объяснил, как тренировать Дух (Шэнь), Разум (И) и внутреннюю энергию (Ци) в каждом движении;
-    он объяснил, как связывать эти отдельные движения для того, чтобы тренировать плавное течение Ци при переходах от одного движения к другому.

После многих лет исследований и улучшений мастер Вонг решился представить публике свою новую форму. Сейчас, по прошествии 50-ти лет преподавания данной формы, мы можем смело утверждать, что данная форма действительно является более эффективным методом обучения Тай цзи, чем традиционная длинная форма. В данной форме все движения очень четкие, простые, легко воспринимаемые. Данная форма стала огромным достижением исследовательской работы учителя Пейшенга. Через несколько лет он опубликовал книгу и обучающее видео данной формы.  

Политические проблемы и изгнание.


После возникновения КНР, центральные власти все больше и больше контролировали китайских граждан. При таком типе управления качество жизни людей зависело от их взаимоотно-шений с представителями государственной власти. Если у Вас были хорошие взаимоотноше-ния - жизнь становилась легкой. Если взаимоотношения не сложились - все в жизни станови-лось сложным и труднодостижимым. В таких условиях появилось много знаменитых мастеров боевых искусств, чьё умение находить «общий язык» с властями было намного выше их реального мастерства. Другие люди, такие как мастер Вонг, не сумевшие найти «об-щий язык» с властью пострадали, несмотря на свои достижения и высокий уровень мастерства. У мастера  Вонга была возможность «заиметь хорошее знакомство» с пред-ставителем государственного спортивного комитета, но Вонг Пейшенг из-за своей привер-женности к традициям получил врага на всю жизнь. История произошла в начале 50-х годов двадцатого века. Молодой государственный служащий, занимавшийся Синь-И цюань, прибыл с проверкой в школу «Хуэйтун». Он был очень высокого мнения о своем мастерстве и, вос-пользовавшись случаем, решил побеседовать с учителем Вонгом. В конце разговора он предложил мастеру Вонгу дружеский поединок. Из уважения к высокому статусу гостя во время поединка мастер Вонг отступал, не контратакуя его. Такое ведение поединка очень разочаровало молодого человека. Видя это, мастер Вонг решился показать ему свое искусство. Он несколько раз опрокинул молодого человека на пол, а один раз кинул его настолько сильно, что тот вылетел за дверь. После этого они пошли домой к мастеру Гао, где мастер Вонг еще несколько раз опрокидывал упрямого молодого человека. Такое поражение оказалось слишком унизительным для госслужащего. С тех пор, в течение тридцати лет он делал всё возможное, запрещая публиковать фотографии или статьи мастера Вонга в любых печатных изданиях страны. Этот служащий затаил обиду на всю жизнь и, даже уходя на пенсию, предостерегал своего преемника: «…этот Вонг Пейшенг очень плохой человек. Всегда присматривай за ним». Но эта неприятность оказалась пустяком по сравнению с тем, что ожидало учителя в будущем. Коммунистическое правительство вело популистскую политику и на первых порах пользовалось широкой поддержкой народа. Поэтому, поначалу, в стране все шло прекрасно. Но в начале 60-х проявились признаки кризиса: появился спад в производстве и сельском хозяйстве и, как следствие, началось стремительное обнищание народа. Вначале люди задавали вопросы, пытаясь критиковали правительство. Были даже некоторые смельчаки, которые утверждали, что коммунистическое правительство должно добровольно уйти в отставку. Один из учеников мастера Вонга был смельчаком такого рода. Он даже поделился своими мыслями с другом. Неизвестно как, но его мысли дошли до милиции. Милиция, проведя обыск в квартире этого ученика, обнаружила его личный днев-ник. В этом дневнике молодой человек описывал свои представления об идеальном устройст-ве государства. Согласно его представлениям об идеальном обществе, правителями должны быть великие и мудрые мастера, к примеру, такие как мастер Вонг Пейшенг, у которого он обучался. Мастер Вонг даже понятия не имел об умозаключениях данного ученика и, тем бо-лее, о существовании подобного рода дневника. Но это уже не имело значения и, в результате мастер Вонг, мастер Жанг и мастер Гао были осуждены за контрреволюционную деятель-ность. Наказание по данному преступлению было одним из самых строгих в Китае в те време-на. Мастер Вонг был осужден на 5 лет тюрьмы, но в итоге провел в колониях более 17-ти лет. Мастер Вонг со своими друзьями был отправлен в колонию на северо-восток Китая, где усло-вия жизни были ужасными. Каждый день приходилось работать на лесоповале; еды давали очень мало и всегда плохого качества. Через несколько лет заключения, не выдержав таких нечеловеческих условий, мастера Жанг и Гао умерли в колонии в достаточно молодом возрасте. Мастеру Вонгу удалось выжить, хотя его здоровье подкосилось. Ему удалось выжить, только потому, что, обладая от природы крепким здоровьем и обширными знаниями в области цигун, его назначили врачом в тюремную больницу. В тюремной больнице, естественно, никогда не было достаточного количества медицинских препаратов, поэтому любая болезнь была серьезной проблемой. Мастер Вонг, владевший обширными знаниями в китайской медицине, стал лечить людей в этой больнице. За медицинской помощью к нему обращались даже начальники тюрьмы, а также охранники и члены их семей. Люди стали считать его доктором больницы и, поэтому, начальники тюрьмы иногда делали для него поблажки. Как мастер Вонг вспоминал: «…мои медицинские познания спасли мне жизнь. Самой тяжелой работой в колонии была рубка деревьев. До места рубки приходилось идти пешком очень далеко. Нам не давали никакого оборудования, только топоры и пилы. И так круглый год, даже зимой. Поэтому очень многие заболевали или травмировались на таких работах. Из-за того, что начальники тюрьмы нуждались во мне, они иногда давали мне более легкие поручения. Сначала я работал в котельной, потом меня перевели на сахарную фабрику в город. Поэтому моя жизнь в тюрьме была намного легче, чем у многих других. Стены тюрьмы разделяют мир на две части – внутри время тянется бесконечно медленно, а снаружи очень быстро».

В 1979 году мастер Вонг был освобожден и вернулся в Пекин. Конечно за время, проведенное в тюрьме, он утерял какие-то умения и навыки, но он остался жив, а его мастерство все еще оставалось при нем. После стольких лет заключения он увидел, что многое вокруг изменилось. Многие друзья умерли или разъехались, а молодые люди и понятия не имели об уровне его мастерства. Но к тому времени он уже прекрасно познал жизнь и после освобождения твердо решил восстановить свою репутацию мастера. Тогда ему было 60 лет.

Период после «культурной революции» – восстановление.





применение Лью Багуа
После «культурной революции» традиции Китая начали потихоньку возвращаться. Боевые искусства вновь стали популярны, особенно среди молодежи. Но, когда мастера Вонга представляли занимающимся, многие сомневались в его умениях. Они не верили, что этот невысокого роста, обычного сложения пожилой человек владеет каким-либо реальным мастерством. Но очень скоро они поняли, что мастер Вонг может с легкостью победить любого из них. Его познания в боевых искусствах были подобны океану - они были широки, глубоки и бездонны. Вначале мастер Вонг проводил семинары только для своих старых учеников.  Ему нужно было восстановить репутацию в своей бывшей школе. Затем он провел несколько публичных семинаров и демонстраций. В 1981 году он выиграл золотую медаль на Пекинском чемпионате по боевым искусствам за демонстрацию формы «Тай Цзи Дао». Затем он принял участие в нескольких телевизионных программах, посвященных применению принципов тай цзи цюань в поединках. Все это вновь привлекло внимание общественности к его личности. Его вновь стали приглашать преподавать боевые искусства в разные города и, впервые после ареста, Национальный спортивный комитет предложил ему занять пост главного судьи всекитайских национальных соревнований по у-шу. В 1982 году во время соревнований по боевым искусствам в городе Шаньянге произошло событие, которое привлекло внимание международной общественности и способствовало увеличению его популярности. В течение продолжительного времени китайская культура, в том числе и боевые искусства, влияла на формирование и развитие японского общества. В частности, в Японии функционирует ассоциация шаолиньских боевых искусств или по-японски «Ниппон Сёриндзи Кэмпо», которая имеет очень тесные связи с Китаем. В Японии существует много других групп боевых искусств, таких как – Кэндо, Дзю-до и Каратэ. Но организация «Ниппон Сёридзи Кэмпо», которая насчитывает несколько сот тысяч человек, превосходит на несколько порядков и по численности занимающихся, и по известности любую другую организацию боевых искусств. В начале 80-х годов в Китае боевые искусства находились в упадке. Видя это, представители ассоциации Сёриндзи Кэмпо стали считать себя единственными носителями китайских боевых искусств. В 1982 году, во время своего восьмого официального визита в Китай они были приглашены на национальный чемпионат по боевым искусствам, где провели демонстрацию своей техники, а затем, как и в прошлые разы, вызвали любого из желающих на поединок.


Во время своего предпоследнего визита они проделали тоже самое и, не получив ответа на свой вызов, заявили: «Хотя географически монастырь Шаолинь находится в Китае, но настоящее шаолиньское боевое искусство живет в Японии». Данное заявление очень разъярило и пристыдило китайские власти. Власти начали срочно искать мастера, который смог бы победить японцев. Необходимо было найти мастера, который наверняка победит, иначе вызов так и останется неотвеченным. Но, благодаря «успешной» политике 50-х, 60-х и 70-х годов среди молодого поколения мастеров не было достойных, а среди старшего поколения – многие были либо слишком стары, либо не хотели сотрудничать с китайскими властями. Представители японской делегации были в прекрасной форме, их Эмбу (демонстрация техники) разительно отличалось от современного у-шу. Их демонстрация выглядела очень жесткой, реалистичной и пугающей. Но в этот раз вызов не остался неотвеченным. Представитель комитета по боевым искусствам ранее обратился к мастеру Вонгу с вопросом будет ли он готов принять подобный вызов. Мастер Вонг просто ответил: «Да, я могу принять их вызов». Встреча произошла в обычной комнате на следующий день. На встречу пришли более десяти японских мастеров, тогда как мастер Вонг пришел со своим учеником Ма Дзинлонгом, который сейчас является руководителем школы Тай Цзи цюань стиля Ли в Пекине. Переводчик представил каждого из японских мастеров по отдельности. Затем он представил мастера Вонга, сказав, что это знаменитый мастер Тай Цзи цюань. Японцы разочарованно переглянулись и сказали, что они хотели бы встретиться с мастером, который умеет драться, а не с мастером Тай Цзи, который нужен только больным и пожилым людям. Глава японской делегации сказал: «Мы слышали о Тай Цзи. В Японии занимаются много людей этим искусством исключительно для здоровья». Затем наступила неловкая тишина; японцы стояли с таким видом, как будто не желали продолжать разговор. Это очень расстроило мастера Вонга, но он сохранял самообладание. Он ответил: «Из того, что сказал данный господин понятно, что он ничего не смыслит в тай цзи цюань. А, если кто-то ничего не понимает в тай цзи цюань, значит он неправильно понимает смысл боевых искусств. Да, Тай цзи цюань прекрасно укрепляет здоровье, но это боевое искусство. Более того, в Тай цзи цюань воплощены «высшие» принципы ведения боя». Затем, мастер Вонг объяснил несколько принципов тай цзи цюань. Встав с кресла, он спокойно продолжал: «…всё, что я объяснил в теории, я могу сейчас продемонстрировать на практике. Я знаю, что Вы не верите, что я могу сражаться. Поэтому, будьте добры, выберите лучшего бойца из Вас и пусть он покажет свои лучшие приемы, атакуя меня. Что у него получится, мы с Вами сейчас и узнаем».

Японцы выбрали мастера Ямадзаки, главного инструктора Хонбу в то время. Ямадзаки встал и схватка началась. Он схватил одной рукой мастера Вонга за запястье, пытаясь вывернуть его, а другой рукой попытался зажать руку выше локтя в захвате. Его движения были так быстры, что многие в комнате не успели понять, что схватка уже началась. Но мастер Вонг оставался спокойным и уравновешенным и первым же неуловимым касанием он вывел мастера Ямадзаки из равновесия, а затем, продолжая движение, выкрутил ему руку. Ямадзаки рухнул на пол. Мастер Вонг не отпускал его, продолжая удерживать Ямадзаки на полу. В этот момент окружающие поняли, что произошло, но не поняли, как он это сделал. Мастер Вонг улыбнулся и сказал, что это было просто. Он помог Ямадзаки подняться. Мастер Ямадзаки попробовал провести еще один прием, но оказался на полу в той же позиции. После этого мастер Вонг бросил Ямадзаки шесть раз. Один раз Ямадзаки чуть не ударился о край стола и Ма Дзинлонг, спасая от травмы, придержал его. В конце концов, Ямадзаки вылетел из комнаты. Движения мастера Вонга были очень легкими, иногда казалось, что он просто двигает одним или двумя пальцами. Члены японской делегации были шокированы. Они не поняли, что произошло, но их отношение изменилось моментально. «Это наш восьмой приезд в Китай, но в этот раз мы узнали самое главное об искусстве высшего уровня китайских мастеров». После возвращения в Японию они опубликовали статью о поединке и об истории жизни мастера Вонга, которая была опубликована в японском журнале о боевых искусствах. Статья начиналась словами «Пальцы, вселяющие ужас!». В данной статье они составили список десяти смертельно опасных китайских мастеров, поместив мастера Вонга в данный список.

Период после «культурной революции» – последний вклад.

Теперь мастер Вонг стал знаменит не только в своей стране, но и за рубежом. Он начал преподавать в США и в Японии. И только теперь, спустя десятилетия трудностей и безвестности, слава о нем стала достойной уровня его мастерства. Ежедневно он стал принимать много людей. В 1983 году он опубликовал книгу «Тай Цзи цюань стиль Ву», которая была переведена на разные языки. В 1984 году он опубликовал, написанную еще в 1954 году книгу «Тай цзи цюань стиль Ву, короткая форма (37 позиций)». В январе 1984 года была учреждена Пекинская ассоциация Тай цзи цюань стиля Ву в которой мастер Вонг был назначен вице-Президентом, а позже стал Президентом.

С 1980 года мастер Вонг получил известность, являясь:

1. Президентом Пекинской ассоциации тай цзи цюань стиля Ву;

2. Начальником исследовательского центра физической культуры при Пекинском технологическом институте;

3. Экспертом национального института физиологии;

4. Профессором национального института цигун;

5. Инструктором национального тренировочного лагеря для преподавателей физкультуры;

В тот же период Мастер Вонг занимал следующие должности:

1. Президент Восточной школы боевых искусств;

2. Президент школы боевых искусств им. Пейшенга;

3. Директор школы боевых искусств «Хуэйтун»;

4. Председатель народной школы боевых искусств;

5. Профессор и преподаватель боевых искусств в: Пекинском институте иностранных языков; Пекинском филологическом институте; Пекинском промышленном техникуме; Пекинском политехническом университете; Тьянцзинськом медицинском училище; Пекинском техникуме механизации сельского хозяйства; Пекинском медицинском училище; Пекинском санатории для трудящихся; Пекинском училище управления и пр.

Перед своей смертью Янг Ютин назначил мастера Вонга своим преемником в северном стиле Ву тай цзи цюань. Мастер Вонг преподавал боевые искусства более 50 лет. Большую часть своей жизни он посвятил изучению тай цзи цюань. Поэтому многие считали его исключительно мастером тай цзи цюань. Таким искусствам, как Синь-И, Багуа и цигун он обучал только нескольких своих учеников. Для широких масс он преподавал только тай цзи цюань. Так, например, в 1983 году он был приглашен на семинар в Наннинг, провинция Гуангси. В этом городе есть многочисленная группа, практикующая бацзи цюань. Они любят проводить бои и, согласно традиции бацзи, поединки проводятся в полный контакт. Когда они узнали, что мастер Вонг посетил их родной город, они пригласили его в гости. Мастер Вонг согласился, сказав: «Вы занимаетесь бацзи. Я принимаю Ваше приглашение, но буду использовать только приемы бацзи, так как другие техники, наверное, Вам будут неинтересны». Он победил всех желающих. Группа была восхищена. После такого яркого выступления группа приняла решение углублять свои знания по бацзи и тай цзи под руководством мастера Вонга.


Великий мастер Вонг Пейшенг (третий слева в первом ряду) со многими известными
китайскими мастерами Тай Цзи цюань. Шанхай, июль 1982 год.
Первый ряд: Янг Жендуо (второй слева), Ма Юэлян (четвертый слева), Сунь Дзьянюн (пятый слева).
Второй ряд: Чень Сьяовонг (второй слева), Гу Льюсин (пятый слева), Фэнг Жицьянг (четвертый слева).
Третий ряд: Фу Жонгвэн (пятый слева), Хонг Дзюншенг (седьмой слева).


Великий мастер Вонг Пейшенг (второй слева в первом ряду) со многими известными мастерами Багуа
на восстановленной могиле Донг Хайчуаня, (Лето, 1981 год).
Первй ряд: Вонг Вэнкуай (первый справа), Лью Сингхан (второй справа), Гао Цзийин (третий справа).
Второй ряд: Хань Ву (первый справа), Ли Цзиминг (третий справа). Последний ряд: Вонг Ронгтанг


В 1986 году Мастер Вонг так же опубликовал книгу «Циен кун ву дзи кунг». В этой книге он объединил несколько своих лучших приемов и технику цигун. В 1990 году он опубликовал книгу «16 Позиций Тай Цзи цюань для продвинутых студентов». В 1994 году он сделал несколько видеозаписей о тай цзи цюань и цигун.

У мастера Вонга была прекрасная семья. Согласно китайской традиции он женился на Ли Шу Жен, когда ему было 18 лет. Как и многие молодые люди того времени, они не были хорошо знакомы до свадьбы. Обо всем договорились их родители. Его жена мадам Ли (в Китае женщины не меняют фамилию после замужества) оказалась замечательной женщиной. Все бытовые заботы она взяла на себя, так что мастер Вонг мог посвятить себя только изучению боевых искусств. Ежедневно она тепло принимала учеников мужа, готовила им еду или угощала их чаем. Смерть мадам Ли, умершей в 1997 году очень сильно потрясла учителя Вонга. Обычный ритм жизни был нарушен. Он чувствовал себя потерянным, иногда казалось, что он не знает, что ему делать дальше. Вскоре у него случился первый инсульт, из-за чего он онемел и его здоровье резко ухудшилось.

Учитель Вонг был Великим мастером, который всегда доказывал свое умение в поединках. Некоторые из этих поединков были дружеские, а иногда были делом жизни и смерти. Так, однажды, во время японской окку­пации, мастер Вонг с несколькими учениками занимался в парке. К ним подошла группа из четырех вооруженных японских солдат. Через некоторое время стало понятно, чего они хотели. Они хотели поединка. Более того, вынув штыки из ножен, они спросили: «Кто из вас сможет защититься против наших штыков без оружия?» Это была очень опасная си­туация, так как Пекин был оккупирован и японский солдат мог убить или ранить ки­тайского гражданина практически без последствий. В свою очередь, китайцы были лишены права безнаказанно ответить японскому солдату. Мастер Вонг уверенно и храбро ответил: «Разрешите мне попробовать». Поединок начался. Несколькими стремительными дви­жениями он по очереди обезоружил всех четверых. Шокированные и пристыженные японцы ушли.

До восьми­десяти лет мастер Вонг принимал любой вызов. Он очень серьезно подходил к практике боевых искусств. Он всегда усердно тренировался и не прощал ошибок или непра­вильного понимания принципов боевых искусств. Из-за этого некоторые люди думали, что он  жестокий, но те, кто узнавал его ближе понимали, что он был очень добрым человеком. Он занимался с молодыми учениками так, как будто они были его собственными детьми. Он любил помогать людям. Он всегда был справедлив, очень скро­мен и честен. За всю свою жизнь он никогда не употреблял алкоголя и не курил. Все это по­тому, что для него боевые искусства были важнее, чем все остальное. Боевые искусства стали смыслом его жизни. Для него его «доброе имя» было дороже собственной жизни.


Учитель Вонг Пейшенг
Вспоминая свою выдающуюся жизнь, мастер Вонг говорил: «Я счастливый человек, потому что в моей жизни я встретил очень много великих мастеров боевых искусств. Но много лет назад, когда я был несправедливо обвинен и столько лет провел без всякой надежды, мне приходили в голову мысли забрать с собой в могилу все те ценные умения и навыки, которым меня научили. Но сейчас я понимаю то, чему меня научили, передавалось по крупинкам мастерами от одного поколения другому; накапливая знания, мастера различных поколений усердно занимались и трудились. Так что, если я тщательно не передам свои знания следующему поколению, из-за меня может быть утерян бесценный опыт всех моих учителей. Поэтому всю жизнь я старался передавать этот опыт. Надеюсь, кто-то из молодых людей, усердно тренируясь, сумеет перенять моё искусство». В этих словах заключен весь смысл его жизни.     Учитель Вонг Пейшенг


Автор статьи Жанг Юн и Великий мастер Вонг Пейшенг.
(Китай, 1979г.)















Назад
Дальше

Друзья сайта
  • Yin Cheng Gong Fa
  • Международная ассоциация Тонгбэй
  • Статистика
    ВЕБМАСТЕР © 2017